Технология ямочного ремонта: оборудование


Любое дорожное покрытие со временем разрушается, и с этим надо как-то бороться. Своевременный и качественный, т. е. выполненный в соответствии с технологией текущий ремонт способен не только обеспечить безопасное движение транспорта со скоростью‚ разрешенной ПДД, но и на два-три года продлить срок эксплуатации дорожного покрытия до капитального ремонта

В статье не рассматривается техника для ремонта бортового камня, при котором используют краново-манипуляторные установки на автомобильных шасси, а также другие виды техники - для нанесения разметки, поверхностной обработки, нанесения защитных покрытий типа сларри-сил, микросюрфейсинга, для технологий холодного ресайклинга, передвижных лабораторий и т. д., каждый из которых представляет собой большую тему.

Эксплуатационные параметры городских дорог и улиц  регламентирует ГОСТ Р 50597–93 "Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". Предельно допустимые повреждения покрытия и сроки их ликвидации (см. таблицу) нормированы с учетом интенсивности движения по дорогам и улицам населенных пунктов, которые подразделяются на группы А (более 3000 автомобилей/ сут), Б (от 1000 до 3000 автомобилей/ сут) и В (менее 1000 автомобилей/сут). Если к нормированным площадям повреждений претензий нет, то сроки их ликвидации выглядят весьма оптимистично.

Условия эксплуатации существенно различаются на городских и загородных дорогах. Высокая интенсивность движения, многочисленные торможения транспорта у светофоров, на нерегулируемых перекрестках, порта, "лежачие полицейские", люки, решетки ливневой канализации, многочисленные разрытия проезжей части с целью ремонта коммуникаций  оказывают повышенное негативное воздействие на дорожные одежды. К этому можно добавить обводнение основания и земляного полотна, вызванное недостаточным отводом поверхностных вод и высоким уровнем вод грунтовых.

Швонарезчик и трамбовка фирмы Wacker

Швонарезчик и трамбовка Wacker

Текущий  ремонт  покрытия планируют и проводят в теплое время года, аварийный - в любое время года, невзирая на погодные условия. Технология ремонта зависит от сезона и средств, находящихся в распоряжении дорожной организации. Самая распространенная технология ямочного ремонта - заделка выбоин горячей асфальтобетонной смесью (АБС). Это объясняет, почему его проводят в теплый период, т. е. когда работают асфальтобетонные заводы и горячая смесь доступна в достаточно больших объемах для проведения текущего и капитального ремонта.

Качество ремонта горячей смесью зависит от соблюдения технологии ямочного ремонта дорог - подготовительных работ, укладки и уплотнения смеси, от ее качества и температуры. Подготовительные работы включают разметку, обрубку по контуру и очистку карты (ремонтируемого места), обработку дна и стенок горячим или разжиженным битумом или битумной эмульсией. Для обрубки карты по контуру оптимальным и уже распространенным инструментом стали нарезчики швов. Сегодня на рынке большой выбор швонарезчиков как импортных, так и отечественного производства. Швонарезчик обеспечивает ровный вертикальный шов. Шов такого качества невозможно получить с помощью пневматического или гидравлического отбойного молотка.

Виброплиты фирмы Wacker

Виброплиты фирмы Wacker

Пневматический отбойный молоток был и остается универсальным инструментом ремонтника. При ямочном ремонте его используют для вырубки остатков покрытия внутри контура, а при отсутствии швонарезчика и фрезы выбоину полностью разделывают отбойным молотком.

В последние годы набрал популярность гидроинструмент. Он компактнее и легче электрических и пневматических аналогов, отличается продолжительным ресурсом, меньшим износом и низкими эксплуатационными расходами. Источник давления для гидроинструмента в два-три раза эффективнее воздушного компрессора. Для работы гидроинструмента нужна переносная гидростанция, которая значительно компактнее компрессора, или экскаватор-погрузчик, трактор, в общем, любая техника с гидравлическим приводом, оборудованная соответствующей аппаратурой для подключения внешних потребителей и регулирования расхода. Помимо отбойных молотков рынок предлагает бетоноломы, углошлифовальные машинки (болгарки), дисковые и цепные пилы, дрели, гайковерты и перфораторы, погружные помпы, сварочные аппараты, рукава высокого давления, а также рабочие элементы к ним - лопатки, долота, пики, диски и т. д. То есть гидроинструмент позволяет не только вскрывать асфальт, но и выполнять широкий спектр сопутствующих дорожному ремонту работ.

Установка для ямочного ремонта БЦМ-24.3 завода «Бецема»

Установка для ямочного ремонта БЦМ-24.3 завода "Бецема"

Технология ямочного ремонта также предполагает  использование навесных и прицепных фрез с механическим или гидравлическим приводом фрезерного барабана для тракторов МТЗ, ЛТЗ и их аналогов. Фрезы выпускают российские и белорусские заводы - Дмитровский экскаваторный, "Амкодор", "Дорэлектромаш", ООО "Завод Евромаш". Рабочая ширина навесных фрез - 400...600 мм, глубина - до 100 мм. Удобство трактора и в том, что помимо фрезы он может нести погрузочный ковш или щеточное оборудование, т. е., разделав выбоину, уберет за собой.

При ремонте большими картами применяют малые самоходные дорожные фрезы рабочей шириной 350...1300 мм на колесном и гусеничном ходу. В сегменте самоходных фрез лидирует импорт. Единственная  отечественная модель ФДХС-К-1000-01 завода "Брянский Арсенал", которая также относится к малому классу, в связи с конструктивными и эксплуатационными недостатками популярностью не пользуется. Основные поставщики малых самоходных фрез - Wirtgen, Dynapac, Volvo (ABG) и Caterpillar, причем у первых трех широкие линейки компактных фрез рабочей шириной 350...600 мм, а у Caterpillar модельный ряд начинается с 17-тонной модели РМ102 рабочей шириной 1000 мм. Компактные трехколесные фрезы присутствуют в модельных рядах Wirtgen и Dynapac, удобны для снятия покрытия вдоль бортового камня, вокруг колодцев и других препятствий. При отсутствии фрезы эту работу выполняют отбойными молотками.

Тротуарный двухвальцовый виброкаток Dynapac LP6500 массой 658 кг

Тротуарный двухвальцовый виброкаток Dynapac LP6500 массой 658 кг

В последние годы сегменты самоходных фрез, асфальтоукладчиков и катков испытывают сильное давление со стороны китайских поставщиков, старающихся привлечь покупателей ценами. Китайцы широко и успешно применяют лицензирование. Например, фрезы и асфальтоукладчики компании XCMG представляют собой технику Wirtgen образца 1980-х годов, т. е. это далеко не старые, но простые в эксплуатации конструкции.

После очистки дна и стенок разделанной выбоины их обрабатывают - проводят подгрунтовку тонким слоем жидкого или разжиженного битума или битумной эмульсии. Эту работу выполняют как вручную, когда стенки обмазывают кистью, а дно поливают из лейки, так и с помощью средств механизации - автогудронатора, передвижного битуморазогревателя‚ битумного котла‚ дорожного ремонтера и т. п.

К месту ремонта горячую смесь подвозят тем, что есть в распоряжении дорожной организации: самосвалами и КДМ с оборудованием для распределения  пескосоляной  смеси, ведь не в каждой организации есть специальные дорожные ремонтеры. Отсюда и необходимость ремонтировать большие площади, чтобы за смену выработать весь кузов самосвала или КДМ. Кузова не могут долго сохранять тепло смеси, и это ухудшает качество ремонта. Самосвалы себя оправдывают при ремонте большими картами с использованием асфальтоукладчиков. При ремонте небольшими картами применение самосвалов затруднено и тем, что сложно контролировать разгрузку кузова. Дорожники решают эту проблему с помощью погрузчика с бортовым поворотом - смесь выгружают порциями в ковш погрузчика и развозят по картам.

Малая фреза Volvo MW500

Малая фреза Volvo MW500

Дорожный ремонтер полностью снимает эту проблему. Так, ремонтеры серии ЭД-105М, которые предлагает компания "Коминвест-АКМТ" (Москва), на базе термос-бункеров для асфальта АТС-50, АТС-60, АТС-75, АТС-100 представляют  собой  закрытую конструкцию вместимостью 5000...10 000  кг и в комплектации с одним или двумя шнеками. Температура смеси поддерживается газовой горелкой. Шнек в нижней части бункера перемешивает смесь, обеспечивая равномерную температуру по всему объему и препятствуя сегрегации и уплотнению смеси. Горячую смесь подают дозированно по лотку. Термос-бункера устанавливают в кузов самосвала, для чего предусмотрен специальный крепеж, на автомобильное шасси или прицеп.

При ремонте большими картами используют асфальтоукладчики и дорожные катки. Смесь укладывают с учетом запаса на уплотнение. Толщина слоя, укладываемого асфальтоукладчиками с трамбующим брусом и пассивной выглаживающей плитой, должна быть больше проектной на 15...20%, при использовании асфальтоукладчика с трамбующим брусом и виброплитой - на 10…15%. Предварительное  уплотнение легкими катками можно начинать при достаточно высокой температуре смеси. По мере уплотнения и остывания покрытия в работу включаются средние и тяжелые катки.

Укладку смеси при ремонте на небольших площадях выполняют вручную лопатами, разравнивая граблями или гладилками, при этом толщину смеси выдерживают на 25...30% выше остального покрытия. Уплотняют смесь легкими тротуарными катками, виброплитами или трамбовками. Тротуарные катки поставляют все ведущие поставщики - Hamm, Dynapac, Bomag, JCB-Vibromax, Volvo (ABG), а из российских - рыбинский завод "РАСКАТ".

Щебнераспределитель БЦМ-70 завода «Бецема»

Щебнераспределитель БЦМ-70 завода «Бецема»

Технология ямочного ремонта дорог литыми асфальтобетонными смесями продвигается медленно, несмотря на ее, казалось бы, неоспоримые преимущества. Литой асфальт известен еще с 1914 г. и представляет собой горячую тестообразную массу, содержащую до 13% битума и до 30...35% минерального порошка. Соответственно он самое малое на 20% дороже горячих асфальтобетонных смесей. Температура его приготовления и укладки должна быть достаточно высокой: 210...230 °С, а для приготовления и транспортировки необходимы специальные транспортные средств - кохеры с мешалками и обогревом, для укладки на больших площадях - специальные укладчики, которые не применяют для работы с другими смесями. После укладки такой асфальт приобретает требуемую плотность без дополнительного уплотнения, текущий ремонт выполняют при температуре воздуха до -10 °С, аварийный ремонт проводят при любой температуре. Поверх уложенного асфальта рассыпают черный или необработанный щебень слоем толщиной в одну щебенку и прикатывают ручным катком.

Перечень подготовительных работ при ремонте литым асфальтом такой же, как при ремонте горячими смесями, за исключением операций по подгрунтовке стенок и дна карты. Зимой карту необходимо очистить от пескосоляного наноса, снега, льда, удалить воду.

Компания  "Коминвест-АКМТ" предлагает полный комплекс оборудования для работы с литым асфальтом - кохеры, или термос-бункера, укладчики, заводы по производству литых смесей и бункера для их хранения, щебнераспределители. Номенклатура кохеров включает термос-бункера в вертикальном и горизонтальном исполнении, устанавливаемые на автомобильные шасси или прицеп. Есть варианты, у которых оборудование смонтировано на раме крюковой системы "мультилифт". Термос-бункер снабжен газовым или дизельным подогревом и мешалкой. К месту ремонта горячая смесь подается по лотку.

Навесная фреза ДЭМ-121 белорусского завода «Дорэлектромаш» для тракторов

Навесная фреза ДЭМ-121 белорусского завода "Дорэлектромаш" для тракторов

В  ассортименте  красногорского завода "Бецема" есть термос-бункера, разработанные ЗАО "Асфальттехмаш". Модель ОРД-1023 с бункером вместимостью 2,3 куб.м монтируют на шасси ЗИЛ, модель ОРД-1025 с бункером 3,8 м3 - на самосвальные шасси КамАЗ и МАЗ. Техника оборудована лопастной мешалкой и системой обогрева смеси. В зависимости от назначения их комплектуют специальным дополнительным оборудованием. Кроме асфальтобетонной смеси термос-бункер позволяет готовить битумополимерные композиции, мастики, пасты, термопластичные и термореактивные материалы. Для россыпи щебня завод выпускает прицепной щебнераспределитель БЦМ-70. Вместимость бункера щебнераспределителя - 1,5 м3, ширина россыпи 3 м регулируется с шагом 250 мм, управление ручное и пневматическое, вал подачи приводится от колеса.

При текущем и особенно при аварийном ремонте зимой применяют холодные органоминеральные смеси, состоящие из минерального материала - щебня фракций 3...8 или 3...10 мм (допустима фракция 5...10 мм) и вяжущего на основе битума. В состав вяжущего входят дорожный вязкий нефтяной битум, растворитель (дизельное моторное масло) и модифицирующая добавка. Смесь готовят в холодном виде на АБЗ, ее можно хранить несколько месяцев, перевозить автотранспортом, укладывать вручную и уплотнять колесами проходящего транспорта. Допускается укладывать смесь даже в дождь. Как и при ремонте литым асфальтом, необязательно обрабатывать подготовленную карту битумными материалами. Смесь распределяют в подготовленную карту вручную с запасом на уплотнение 25...30%. После укладки ее достаточно прикатать колесом любого автомобиля, в том числе легкового, за один проход по одному следу. Возможно использование виброплит. Уложенная смесь набирает наибольшую прочность после полного высыхания, но ее прочность в 1,5...3 раза ниже, чем асфальтобетона. В жаркую погоду "заплатка" размягчается и выдавливается из карты колесами проходящего транспорта, и это место требует повторного ремонта, поэтому применение органоминеральных смесей оправдывает себя при аварийном ремонте с последующим повторным ремонтом в теплое время года. За рубежом при ремонте подобными материалами карту не готовят, а укладывают их прямо в выбоину.

Кохер МРД 5944 (GTK-12S) от «Коминвест-АКМТ»

Кохер МРД 5944 (GTK-12S) от "Коминвест-АКМТ"

Эмульсионно-минеральные смеси готовят в мобильных установках непосредственно перед укладкой на дорожное покрытие. Такое оборудование выпускает завод "Бецема" - это установки БЦМ-24.1 и БЦМ-24.3, работающие в сцепе с самосвалом, из кузова которого подается мелкий щебень (высевки). Основными отличиями БЦМ-24.3 (лицензионная RA-2000) от БЦМ-24.1 являются отсутствие гидропривода, отсутствие шнеков подачи щебня, отсутствие битумного насоса для подачи битумной эмульсии. На БЦМ-24.3 щебень подается из кузова самосвала под действием собственного веса в приемное устройство прицепа и транспортируется по трубопроводу давлением воздуха от компрессора автономного двигателя. Битумная эмульсия поступает из битумного бака также под давлением воздуха. Кроме того, установлен портал со стрелой-укосиной, на которую подвешено распыляющее устройство, что облегчает работу оператора. БЦМ-24.3 оснащена воздуходувкой производительностью 22 куб.м/мин, что на 50% больше, чем на БЦМ-24.1, облегчена система управления, установлена автономная система промывки шлангов от битумной эмульсии. Эти изменения в конструкции сделаны как для упрощения эксплуатации, так и для снижения цены. Ремонт проводят путем очистки выбоины от мусора и воды струей воздуха и набрызга в нее эмульсионно-минеральной смеси. Разделка карты необязательна. Ремонт можно вести и в неблагоприятных погодных условиях, но при температуре воздуха не ниже 5 °С. Технология отличается высокой производительностью и эффективна при ремонте выбоин и широко раскрытых трещин. Характерно, что установки БЦМ приобретают регионы, Москва их не покупает.

Для ремонта эмульсионно-минеральными смесями ОАО "Ирмаш" предлагает КДМ-316 на шасси КамАЗ-65115-62. В ее состав входят бункер, разделенный на два отсека вместимостью по 2,4 куб.м для щебня разных фракций, бак для битумной эмульсии на 1100 л с жидкотопливным подогревом с ручным управлением, бак для воды на 820 л, автономный двигатель с компрессором и воздуходувкой, выдувной износостойкий рукав с пультом управления на раскладной стреле. Установка съемная, вместо нее устанавливают комплект оборудования для зимнего содержания дорог, чем обеспечивается круглогодичная эксплуатация шасси.

Предельно допустимые повреждения покрытия и сроки их ликвидации

Группа дорог и улиц по их транспортно-эксплуатационным характеристикам Размер повреждения, м2, не более, на 1000 м2 покрытия Сроки ликвидации повреждений, сут, не более
А 0,3 (0,5)* 5
Б 1,5 (3,5) 7
В 2,5 (7,0) 10

*В скобках – значения повреждений для весеннего периода


«Основные Средства» №1/2010 
Малютин Л.Л.

Дорожная и уплотнительная техника в Торговой системе спецтехники

Читайте: Обсуждайте:

 






Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.

Читайте также:

Дрифтующие технологии на уборке снега. Видео из США
Дрифтующие технологии на уборке снега. Видео из США В штате Миссури, США, придумали новый способ очистки многополосных дорог от снега
Высокая локализация и
Высокая локализация и "антикризисная" новинка. Интервью с представителем ООО "Меркатор Холдинг" Директор департамента развития ООО "Меркатор Холдинг" Алексей Черепанов дал интервью журналисту Доркомтех Ру на выставке "Дорога Экспо-2016". Собеседник рассказал о новой российско-итальянской разработке, локализации производства и о системе контроля Navikon, которая заставляет работать добросовестно
"Доля б/у техники увеличилась до 40-50%". Глава компании "Русгайк" рассказал о ситуации на рынке Журналист Доркомтех Ру на выставке "Дорога Экспо-2016" узнал у главы российского представительства Gayk о ситуации с поставками немецкой техники в Россию
Коммунальная техника для уборки снега. А как у них?
Коммунальная техника для уборки снега. А как у них? Большинство стран научились справляться со снегопадами, которые становятся главной причиной гололеда и создают пробки. И если обратиться к зарубежному опыту, то можно позаимствовать много идей в плане содержания дорог