Конструкция дорожной одежды. "Ямы" на пути к хорошим дорогам


Промчаться по ровной накатанной дороге так, чтобы ни одна ямочка, ни одна выбоина не отвлекала от процесса вождения, ощущения скорости и драйва - мечта любого автомобилиста. К сожалению, в жизни мечты часто расходятся с реальным положением дел: работы по устройству дорожного полотна не всегда выполняются лучшим образом, но мы, похоже, уже привыкли и даже превратили тему "дураки и дороги" из проблемы в национально-ментальное достояние

Кто дурак и где дорога?

Конечно, мы-то с вами знаем ответы на эти вопросы… или, может быть, нет? В любом случае, тема устройства дорожного полотна - горячая и интересующая всех, кто так или иначе причастен к автомобильной тематике. Далеко ходить не надо: если вы введете в поисковике Yandex запрос "Почему в России…", то на второй строчке увидите продолжение "…плохие дороги?". Опережает по популярности только запрос "Почему в России разразилась гражданская война?", но это оставим без комментариев.

Устройства дорожного полотна

Тема устройства дорожного полотна не оставляет никого равнодушным

А меж тем, ежегодно на строительство дорог выделяются баснословные суммы, но их качество (зависящее непосредственно от конструкции дорожной одежды) лучше от этого не становится. Круговорот бюджетных денег вокруг многокилометровых трасс превращается в долгую и затяжную эпопею: чиновники радуются выделению средств из бюджета, дорожники еще больше рады субсидиям на ремонт. Зачем строить новые дороги, если дают на ремонт старых? Для справки: две трети бюджета, выделенного на устройство дорожного полотна, уходит на ремонт дорог, а лишь одна треть - на строительство новых. При этом статистика не радует: из-за некачественной конструкции дорожной одежды каждый год погибает более 30 тысяч человек, экономика теряет около 3% ВВП, стоимость грузоперевозок увеличивается до 50%! Меж тем главный вопрос так и остается нерешенным: как же все-таки класть асфальт так, чтобы он лежал там, куда его положили, долго? И "долго" здесь - ключевое слово. Попробуем разобраться в причинах "дорожных неудач" и предложить некоторые пути выхода.

Матушка-природа

Был такой географ Элизе Реклю, который говорил, что пригодной для жизни является местность, находящаяся не ниже 2000 метров над уровнем моря, где среднегодовая температура не опускается ниже 2 градусов. Согласитесь, не наш случай. Вернее наш лишь на треть. Полностью наш случай - это наличие грунтов с глиняной примесью либо состоящих только из глины. Такая смесь способна хорошо набирать влагу, но отдает ее плохо. А устройство дорожного полотна напрямую зависит от свойств грунта. Ведь предпочвенные воды, поднимаясь по пустотам грунта под дорожное полотно, попросту замерзают при наступлении первых же заморозков, что приводит к образованию давления, равному 2000 кг/см2! Понятное дело - конструкция дорожного полотна не выдерживает и трескается. А весной происходит обратный процесс: морозы отступают, грунт обводняется, а автомобили, что называется, начинают уходить под землю. Страшно звучит, но, по сути, так и есть. Вы спросите: почему же в странах, где заморозки - явление такое же частое, как и у нас, конструкция дорожной одежды так не страдает? В той же Канаде, например. Но вы думаете, что зима там такая же суровая, как в Сибири? Ошибаетесь. Действительно, морозы сильные, но с существенным отличием: нет застойных областей низких или высоких температур. Мороз может достигать 45 градусов, но он нестойкий. В целом температура Канады выше температуры Сибири на 15-20 градусов, и грунт не промерзает в такой степени, как в России. К тому же там при устройстве дорожного полотна кладут под него песчаный грунт, но учитывайте и то, что песок нет необходимости возить издалека.

Некачественное устройство дорожного полотна

Некачественное устройство дорожного полотна

И что же делать?

Независимое мнение гласит: необходимо менять стандарты ГОСТ на плотность дорожного полотна. Данный стандарт в стране неизменен с 1939 года! Но много воды утекло с того времени. Появились новые грузовики-многотонники, развивающие большую скорость движения и нуждающиеся в качественных дорогах.

Уплотнение грунта - одно из решений проблемы

Увеличение уплотнения грунта всего на 5% приведет к увеличению прочности конструкции дорожной одежды в 2,5 раза. Смысл в том, чтобы не позволить воде пробраться под асфальт, уплотнив ее должным образом. Освещенная учеными проблема и само собой напрашивающееся решение не требует даже огромных усилий и невероятных затрат (считается, что стоимость дорожной одежды составляет 50-70% общей стоимости устройства дорожного полотна, а затраты на уплотнение - всего 1,5-2,5%). Для достижения повышенной плотности грунта есть и необходимая техника (кулачковые катки, тяжелые виброкатки, стабилизаторы грунта), и материалы. Осталось приложить желание.

Еще одним важным моментов в этой связи является необходимость отхода от применения пористых асфальтобетонных смесей в нижнем слое дорожного полотна, что также существенно сократит проникновение воды под дорожное покрытие.

Уплотнение дорожного полотна

Уплотнение дорожного полотна

Качественный битум

Давайте заглянем вглубь и посмотрим, каково же сегодня устройство дорожного плотна? Конечно, формула, чем дороже, тем лучше, полностью применима к конструкции дорожной одежды. Базис - высококачественные битумы. А они могут быть получены лишь из отборных специфических нефтей. По всему миру в конструкции дорожной одежды используются высокосмолистые нефти Венесуэлы, Кувейта, Мексики. В России же применяется нефть Ярегского месторождения Коми, Пермо-карбоновой залежи Ухтинского месторождения. Но такое качественное сырье составляет лишь 4% от общего объема производства и потребления битумов. К слову, выпуском подобной продукции до недавнего времени занималось ООО "Лукойл-Ухтанефтепереработка". Несмотря на высокую цену, некоторые регионы страны активно применяли эти смеси для устройства дорожного полотна. Например, Санкт-Петербург. Но в мае 2012 года ООО "Лукойл-Ухтанефтепереработка" начало модернизацию своего производства, после чего предприятие так и не возобновило переработку тяжелой ярегской нефти. И, скажем по секрету, в планы предприятия не входит возвращение себе былых позиций в области производства высококачественного битума. Остается надеяться, что выход из ситуации будет найден, и произойдет это в ближайшей перспективе.

Битум

Битум 

Попытки использовать инновации: полезные добавки для дороги

Чтобы конструкция дорожной одежды была крепче, сегодня в мире используют модифицированную асфальтобетонную смесь. Что это такое? Это, говоря простым языком, смесь различных полезностей: минеральные материалы, органические вяжущие, полимерно-битумно вяжущие, дорожные битумы с модификаторами, которые взяты в определенном соотношении и перемешаны в подогретом состоянии. В качестве модификаторов применяют серу, полиэтилен, полипропилен, полистирол, этилен-винилоцетат, термоэластопластичные полимеры, полиуретан, воски и парафины, природные асфальты и асфальтиты и другие добавки.

Ну и в чем проблема на этот раз, спросите вы? А в том, что применение того или иного модификатора должно быть строго регламентировано ГОСТом. В нашей же стране ГОСТ разрешает применять полимерно-битумные вяжущие материалы только на основе стирол-бутадиен-стирол полимеров. Бесспорно, использование этого полимера полезно: 4-6% такого вещества, добавленного в битум, и интервал пластичности увеличивается на 30-40%. Хорошо, но это лишь малая часть из всего того спектра возможностей, который существует в мире для более эффективного устройства дорожного полотна.

Взять тепленького

Теплый асфальтобетон - относительно новое для нас явление при устройстве дорожного полотна. Но следует подчеркнуть, что мы ведем речь не о том теплом асфальтобетоне, который изготавливали в СССР на основе маловязких или жидких нефтебитумов (марок БНД 200/300 и БНД 130/200), а о технологиях, набирающих популярность в последнее время в США. При производстве таких теплых смесей используется битум того же состава, как и в случае изготовления классического горячего асфальта. При этом с их помощью удается продлить сезон дорожных работ - теплые смеси и производятся при более низкой температуре, и работать с ними можно в холодное время года. Происходит это по той причине, что в битум вводится химическая добавка, включающая в себя различные группы поверхностно-активных веществ, улучшающих адгезию к каменному материалу, подвижность конструкции дорожной одежды при пониженных температурах. У нас такую смесь производит ОАО "АБЗ-1", добавка называется EVOTHERM J1.

Укладка дорожного полотна

Укладка дорожного полотна

Почему бы не залить все?

Еще одна "нашумевшая" технология для устройства конструкции дорожной одежды - литой асфальт. Эта смесь отличается тем, что все межзерновые поры заполнены асфальтовым вяжущим веществом. Когда такой асфальт укладывают и уплотняют, в монолите исключаются остаточные поры и пустоты, за счет чего покрытие становится водонепроницаемым. Важное преимущество такой массы - ею можно "латать" асфальт даже при минусовой температуре (до минус 100). Второй не менее существенный плюс - такой асфальт служит долго, он износостойкий. Отметим также недостатки подобной конструкции дорожной одежды: податливость к сдвиговым деформациям в жаркое время и склонность к трещинообразованию. И статистика: с 2000 по 2012 год в России было уложено 120 000 т литых полимерасфальтобетонных смесей.

Из колеса - в дорогу

В Америке около 30% смесей производится с применением резиново-битумного вяжущего. Резиновая крошка способна значительно увеличить физико-механические показатели конструкции дорожной одежды. В данном случае реже появляются трещины, покрытие достаточно морозоустойчиво, а срок его эксплуатации увеличивается примерно вдвое! Интересно, из чего добывается резиновая крошка? Правильно, из переработанных шин - вот такой вот круговорот вещей в природе. Данная новинка довольно медленно, но начинает применяться в некоторых регионах страны. Например, в Краснодарском крае уже активно используют инновацию: почти все новое покрытие произведено с применением этой технологии.

Использование резиновой крошки для устройства дорожного полотна

Использование резиновой крошки для устройства дорожного полотна

Но почему же устройство дорожного полотна до сих пор оставляет желать лучшего?

Мы перечислили далеко не все технологии, которыми подрядчики пользуются для улучшения российских дорог. Как действуют за рубежом: проводят мониторинг того или иного продукта, примененного для устройства дорожного покрытия, и если доказана целесообразность метода - государство компенсирует подрядчику часть себестоимости инновации. Наша страна упорно продолжает выдавать деньги в огромных количествах без адекватного контроля за их дальнейшей судьбой. С каждым годом разрабатываются все новые методы и технологии, пишутся трактаты об устройстве дорожного полотна. Но увы и ах! Можно сколько угодно биться, теоретически описывая конструкции дорожной одежды, издавая законы и борясь за безопасность движения, выделяя деньги и рассуждая о перспективах - но, видимо, плохие дороги, все еще кому-то выгодны.

Стоп дорожным проблемам

Стоп дорожным проблемам!

Дорожная и уплотнительная техника в Торговой системе спецтехники

Читайте:

Обсуждайте:

 






Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.

Читайте также:

Докопаться до стоимости. Анализ цен на дорожную технику в сентябре 2019
Докопаться до стоимости. Анализ цен на дорожную технику в сентябре 2019 О том, как изменились цены на дорожные катки, асфальтоукладчики и фрезерные установки, читайте в нашем традиционном обзоре
Курс на снижение. Импорт дорожной техники во II квартале 2019
Курс на снижение. Импорт дорожной техники во II квартале 2019 Как и в первые три месяца этого года, во втором квартале превалировала тенденция к сокращению поставок импортной дорожно-строительной техники. Данные предоставила компания ID-Marketing
Форумчане рассуждают о технике, заказах и тарифах на услуги
Форумчане рассуждают о технике, заказах и тарифах на услуги Повышение ставки НДС, рост цен на дизельное топливо и запчасти. Что пользователи Форума Экскаватор Ру думают об этих и других изменениях на рынке?
Коммунально-уборочная техника: виды, обзор, производители
Коммунально-уборочная техника: виды, обзор, производители Разве можно представить улицы современных городов без коммунально-уборочных машин? Парк коммунальной техники включает более сотни уличных "уборщиков на колесах" как очень узкого применения, так и универсальных