Анализ рынка дорожной техники в России


Со времени предыдущей публикации в нашем журнале в мае 2004г, которая была посвящена анализу рынка дорожной техники в России, в частности асфальтовых и грунтовых катков, положение дел на рынке значительно изменилось. Строительный всплеск наконец-то добрался и до дорожной отрасли. Об этом свидетельствуют показатели отечественного производства и поставок импортной дорожной уплотнительной техники. Речь идёт о катках и вибрационных плитах. У некоторых российских предприятий заметно увеличились объемы выпуска, появились новые отечественные производители и иностранные бренды, вырос импорт товаров

Дорожный каток Раскат

ПРОИЗВОДИТЕЛИ РОССИИ И БЕЛАРУСИ

По объёмам производства и спектру выпускаемой техники позиции лидера на российском рынке, как и прежде, занимает самый старый изготовитель дорожных катков ЗАО «Раскат». На текущий момент предприятие серийно выпускает 11 моделей катков: вибрационные тротуарные (масса 1,5 и 3,5 т); вибрационные комбинированные (масса 7,6, 10,5, 14 т); вибрационные гладковальцовые (масса 7,8 и 11,5 т); вибрационные уплотнители грунта (масса 13 т); пневмоколесные (масса 16 и 18 т); вибрационные прицепные (масса 8,2 т).

С того момента, как Раскат вступил в Независимую ассоциацию машиностроителей (2006 год), ситуация на заводе постоянно улучшается. Увеличивается производство техники, обновляется линейка продукции (в этом году уже представлены новые модели тротуарных катков и уплотнителей грунта). Одновременно с этим происходит модернизация производства. В 2006 году выпущено катков на 23% больше, чем за предыдущий год, а именно – 428 единиц. По плану на 2007 год должно быть выпущено ещё на 15% больше - 507 единиц техники. К 2010 году же производитель намерен выпустить до 1000 машин. Однако, несмотря на рост производства на Раскате, его влияние на российском рынке стремительно снижается. Для сравнения: в 2003 году его доля равнялась 90%, в 2005 - 84%, но уже в 2006 году за предприятием было 78% российского производства (учитывая продукцию белорусского «Амкодор»).

Значительную роль в снижении рыночной доли Раската в 2006 году сыграло появление нового имени на отечественном рынке катков - завода "Дормашина" (г. Рыбинск). Изначально специализацией этого предприятия было выполнение капитального ремонта и восстановление катков. Но с прошлого года завод начал полноценное изготовление техники, которое в большей степени основано на обновлении катков старой серии, производимых Раскатом, таких как гладковальцовые вибрационные катки (масса 7 и 9 т), грунтовые вибрационные катки (масса 13 т), статические пневмоколесные катки (масса 9 т), комбинированные вибрационные катки (масса 8 и 13 тонн).

Завод также разработал собственную модель машины - вибрационный каток ДМ-10. Он предлагается в нескольких вариантах: комбинированный и с гладкими вальцами, а также в статическом исполнении на пневмоколесах. Таких катков в 2006 году было изготовлено 74 единицы. Помимо этого, предприятие продаёт китайские катки.

Свой вклад в наполнение рынка дорожно-строительной техники  вносят еще несколько производителей специализированной техники.

Дорожный каток с кулачковым вальцом

Один из них - ЧТЗ-Уралтрак, недавно освоивший выпуск тяжелых грунтовых вибрационных катков массой порядка 25 т. Катки предлагаются с гладким и кулачковым вальцом. Основным направлением ЧТЗ по-прежнему остаются промышленные тракторы, поэтому выпуск катков пока мал – около четырёх машин в год, что не удовлетворяет все заявки потребителей. Чтобы изменить это предприятие планирует уделять больше внимания дорожной тематике.

В 2007 году предприятием ЗАО "Кауф" начато производство дорожных катков под новым брендом (изготовлено 15 единиц техники). История данного производства такова. ОАО "Саста", специализирующееся на изготовлении станков, выпускала катки по лицензии компании Vibromax. Но т.к. катки не были профильными для этого предприятия, в 2005-2006 гг. их производство перенесли на ЗАО "Кауф", что приостановило их изготовление до 2007 года. Линейка катков осталась прежней - вибрационные катки гладковальцовые и комбинированные (масса порядка 10 т) и грунтовые вибрационные катки (масса 12,6 т).

Если говорить о легких катках, то на их производстве специализируются предприятия Ирмаш и Ругрейд.

Ирмаш занимается производством широкой гаммы коммунальной, дорожно-строительной и землеройной техники. По этой причине количество предлагаемых им вибрационных катков массой 1,3 т с механическим и гидравлическим приводом хода невелико и составляет порядка 24-26 единиц в год.

Предприятие Ругрейд выпускает 1,1-тонный тандемный вибрационный каток с гидроприводом в гладковальцовом и комбинированном исполнениях. Годовой выпуск - около 15 экземпляров. При производстве машин в основном используются отечественные металлоконструкции и облицовка, остальные же детали - зарубежные. На следующий год запланирован выпуск тандемного вибрационного катка массой 3,5 т, оснащенного гидроприводом.

Белорусское предприятие Амкодор также занимается производством катков. Несмотря на то, что основной выпускаемой продукцией являются фронтальные погрузчики, Амкодор предлагает весьма широкой спектр моделей катков. Это и тандемный вибрационный каток (масса 2,7 и 10 т), и комбинированный каток (масса 9,2 т), пневмоколесный каток (масса 9,6 т), а также грунтовый вибрационный каток (масса 11,5 т). При этом ведется разработка еще нескольких новых моделей катков. Так, на следующий год намечено освоение грунтового вибрационного катка массой 16 т.

Доля катков производства Амкодор на рынке России мала. Годовой выпуск - порядка 15-20 единиц. Однако в обозримом будущем направление изготовления катков должно получить весомое развитие. Производство переводится из Минска на Амкодор-Пинск из-за необходимости разгрузки мощностей центрального предприятия. Возможно, именно это послужило причиной того, что в 2006 году в статистических данных катки Амкодор не были учтены.

Диаграмма, на которой изображена структура производства российских катков по массе, ярко отражает спрос дорожных строителей. На первой позиции – уплотнители грунта массой 13 т, на второй - 14-тонные комбинированные катки. Большим спросом пользуются катки массой 8 т. В общем доля дорожных асфальтовых катков массой 7-12 т составляет 39% выпуска, тротуарных катков - 18%.

ИНОСТРАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ

Дорожный каток Dynapac

В последние годы, несмотря на тенденцию увеличения количества изготавливаемой техники отечественного производства, всё более весомым становится присутствие зарубежных представителей дорожной уплотнительной техники на российском рынке. Это объясняется тем, что темп роста продаж зарубежной продукции более высокий, чем темп роста отечественного производства.

Отечественные специалисты все чаще делают свой выбор в пользу более надежной иностранной техники. В 2003 году российские производители катков занимали 50% рынка, доля новой зарубежной техники составляла 23%, доля подержанной техники - 27%. В 2005 году процент отечественного выпуска уменьшился до 36%, а в 2006 году эта доля и вовсе составляла 33%. И это не смотря на то, что в 2003 году в Россию было ввезено только 184 новых катка и 214 бывших в употреблении. В пошлом году импорт вырос до 650 новых машин и 475 подержанных. При этом новые импортные машины заняли 39% рынка, подержанные - 28%.

Сегодня лидерами среди иностранных производителей дорожных катков на российском рынке являются фирмы Bomag, Hamm и Dynapac. Далее с внушительным отрывом следуют Ingersoll Rand ABG, Caterpillar и Ammann. Лидирующей тройке в прошлом году суммарно принадлежало 74% отечественного рынка новой дорожной уплотнительной техники, ближайшим преследователям – 23%. Тенденция роста импорта машин в 2006 году отмечена практически у всех этих фирм за исключением Ammann и Ingersoll Rand ABG.

В 2006 году Bomag занял первое место по количеству импорта в Россию новой уплотнительной техники, сместив с этого места постоянного лидера – фирму Hamm. В 2005 году эти производители шли близко друг к другу, а в 2003 году между ними был колоссальный отрыв (36% у Hamm и 16% у Bomag). У Bomag отмечается наибольший рост поставок: поставки в 2006 году (207 экземпляров уплотнительной техники) увеличились в 2,6 раз по сравнению с предыдущим 2005 годом. У Hamm этот показатель находится на уровне двукратного увеличения (176 экземпляров), чуть меньше рост отмечается у Dynapac (импортировано 96 машин).

Bomag предлагает широкий модельный ряд техники. В её состав входят более чем двадцать моделей тандемных катков (масса от 1,5 до 15 т), шесть базовых моделей комбинированных  дорожных катков (масса от 1,6 до 9,3 т), три модели пневмоколесных катков (масса от 8,7 до 27 т), девять моделей уплотнителей грунта (масса от 6 до 27 т). Также представлен разнообразный выбор компактной техники - ручные и траншейные катки, вибрационные плиты и вибротрамбовки.

В это же время линейка продукции Hamm является наиболее представительной. Это двадцать три модели тандемных катков (масса от 1,5 до 14 т), шестнадцать моделей комбинированных катков (масса от 2,2 до 9 т), тридцать семь моделей уплотнителей грунта (масса от 5,5 до 25 т), три модели пневмоколесных катков (масса от 9 до 14 т), две модели статических трехвальцовых катков (масса 10,6 и 12,5 т).

Линейка Dynapac представлена следующими моделями: двадцать одна модель уплотнителей грунта (масса от 5,5 до 27 т), восемнадцать моделей тандемных катков (масса от 1,6 до 18 т), пять моделей статических катков (масса от 6 до 12,4 т), пять моделей комбинированных катков (масса от 2,4 до 8,2 т) и другие модели, такие как, вибротрамбовки, виброплиты, ручные и траншейные катки.

Модельный ряд фирм, занимающих места за тройкой лидеров, менее разнообразный. Однако стоит отметить, что предлагаемая ими техника способна выполнять большинство видов дорожных работ.

Фирма Ammann производит широкий спектр машин: двенадцать моделей тандемных катков (масса от 1,4 до 11,5 т), семь моделей уплотнители грунта (масса от 7 до 23 т), шесть моделей комбинированных дорожных катков (масса от 1,5 до 9,3 т), одна модель пневмоколесного катка (масса 10-24 т), линейку мини-техники (ручные катки и вибрационные плиты). В 2006 году в состав Ammann вошло отечественное представительство чешской фирмы "Stavostroj".

Линейка Ingersoll Rand ABG включает в себя девять моделей двухвальцовых катков (масса от 7 до 15,5 т), семь моделей уплотнителей грунта (масса от 4,5 до 20 т), три модели тротуарных катков (масса от 1,4 до 3,8 т), три модели комбинированных катков (масса от 2,6 до 6 т) и одну модель пневмоколесного катка (масса 16-24 т).

Наблюдается динамика роста продаж марки JCB Vibromax в России. Модельный ряд фирмы составляет 13 моделей тандемных вибрационных катков (масса от 1,2 до 9,1 т), семь базовых моделей уплотнители грунта (масса от 4,6 до 20 т), пневмоколесный каток (масса 12-24 т) и разнообразная мини-техника. JCB Vibromax образовался путём поглощения внушительным английским изготовителем строительной техники - компанией "JCB" - знаменитого производителя дорожной уплотнительной техники - "Vibromax" (Германия) в 2005 году.

Дорожный каток Zoomlion YZ 16

На официальном сайте представительства бренда Caterpillar в России предлагается всего лишь один тротуарный каток и два уплотнителя грунта. В то время как линейка уплотнительных машин составляет около 30 моделей.

Также в Россию в небольших количествах импортируется уплотнительная техника фирм "Wacker" и "NTC Stavebni technika". С недавнего времени начаты продажи японских катков Sakai (по результатам первого полугодия их продано в Россию 65 экземпляров).

Как и во многих отраслях отечественной промышленности, китайские поставщики отметились и в отрасли дорожной. Первопроходцем в России стала фирма XCMG. Так, в 2005 году она импортировала первую партию катков в размере девяти экземпляров. Этот импорт был возможностью для отечественных покупателей оценить работу уплотнительной техники наших соседей из Азии.

В 2006 году уже можно было опробовать технику таких китайских фирм, как LiuGong, Shantui, Zoomlion, Sany, Junma и YTO. Однако отметим, что XCMG до сих пор является лидером по импорту в Россию среди своих конкурентов-соотечественников.

Уплотнители грунта являются основной продукцией китайских производителей. Наиболее широкий модельный ряд дорожных катков представлен фирмой XCMG, что и не удивительно. Компания предлагает семь моделей уплотнителей грунта (масса от 12,4 до 25,6 т), семь моделей тандемных катков (масса от 7,1 до 13 т), четыре модели пневмоколесных катков (масса от 9,4 до 30 т).

Количество поставок дорожных катков из Китая неуклонно растёт, в текущем году импорт на российский рынок составил более 80 экземпляров. Лидирующие позиции занимают XCMG, Xiagong, LiuGong, Shantui и Longgong.

К сожалению, некоторые отечественные поставщики китайской продукции не осуществляют её сертификацию: они переправляют через таможню новую технику как подержанную. Таким образом они пытаются ускорить своё внедрение на рынок и получить максимальную прибыль. Остается надеяться, что в скором времени такие незаконные действия будут полностью пресечены, и конечные потребители данной продукции смогут использовать только технику, прошедшую полную сертификацию и соответствующую всем высоким отечественным стандартам.

Исходя из вышенаписанного анализа дорожно-строительной техники, можно сделать вывод, что на отечественном рынке дорожной техники чётко просматриваются две главные тенденции этого года (при этом есть большая вероятность, что эти тенденции сохранятся и в следующем году). Первая тенденция – продолжение увеличения количества импортируемой продукции с преобладанием новой техники. Вторая тенденция - весомый рост доли машин из Китая. Подводя итоги, отметим, что рост количественного и качественного показателей в отечественном производстве дорожной уплотнительной техники весьма маловероятен.

Дорожные катки в Торговой системе спецтехники

Читайте: Обсуждайте:

 






Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.

Читайте также:

Электрические, водородные и гибридные мусоровозы: европейский и отечественный опыт
Электрические, водородные и гибридные мусоровозы: европейский и отечественный опыт Одна из отраслей, на которую делают ставку те, кто продвигает использование электрического привода и водородных топливных элементов, — коммунальная. Изучаем зарубежный и отечественный опыт в данной сфере
Срез рынка. Обзор онлайн-предложений дорожных катков в августе 2021. Наличие, цены, регионы РФ
Срез рынка. Обзор онлайн-предложений дорожных катков в августе 2021. Наличие, цены, регионы РФ Цель материала — кратко и объективно рассказать о структуре предложений и стоимости дорожных катков на российском рынке
С низким коэффициентом трения. Volvo представила новый проект асфальтового катка
С низким коэффициентом трения. Volvo представила новый проект асфальтового катка Компания Volvo Construction Equipment представила концепцию однобарабанного асфальтового уплотнителя CX01
Всего за 24 часа. Бетоноукладчик Wirtgen SP 1600 установил четыре мировых рекорда
Всего за 24 часа. Бетоноукладчик Wirtgen SP 1600 установил четыре мировых рекорда При строительстве скоростной автомагистрали, соединяющей столицу Индии Нью-Дели и город Мумбаи, на участке протяжённостью 2,56 км был задействован бетоноукладчик Wirtgen SP 1600 с увеличенной до 18,75 м рабочей шириной