Новинки отечественного рынка грунтовых катков


Принимая во внимание то, что процесс укладки дорожного полотна невозможен без участия в нём грунтовых катков, отечественные и китайские производители стремятся занять эту нишу на рынке дорожной техники, наряду с такими именитыми компаниями как ABG, Hamm, Dynapac, Bomag и Caterpillar. Изучив грунтовые катки некоторых производителей, можно прийти к выводу, что у малоизвестных компаний достаточно и сил и идей, чтобы конкурировать с авторитетными марками

Грунтовый каток Caterpillar CS76

Начнём этот обзор с долгожителя в производстве дорожной техники Caterpillar.

С начала этого года компания Caterpillar пополнила класс грунтовых катков машинами нового поколения. На новых грунтовых катках Caterpillar, из-за увеличенной площади заднего стекла и изменённой формы как заднего бампера, так и капота, значительно улучшилась видимость. На моделях грунтовых катков, оснащённых кулачковым вальцом, теперь предусмотрено использование вальцов с кулачками и круглого, и квадратного сечения. Система охлаждения и вентиляции подкапотного пространства на всех модернизированных грунтовых катках выполнена в соответствии с нормами технологии ACERT.

Весь воздух, поступающий через верхнюю и боковые решётки в середине капота, впоследствии выбрасывается через задние решётки, расположенные сверху и в стороне от кресла машиниста. Все новые модели Caterpillar оборудованы двигателями, соответствующими нормам Stage 3A/ Tier 3. Так,  новые грунтовые катки Caterpillar CS/CP56, 64 и 74 экипированы 6-цилиндрованным турбодизелем C6.6-ACERT мощностью 116кВт (у CS/CP76 мощность двигателя составляет 129 кВт). В свою очередь, 4-цилиндрованным дизелем 4.4C ACERT мощностью 97 кВт оснащена модель CS/CP 54. Лишь одна деталь не претерпела никаких изменений. Реформаторы Caterpillar не посмели лишить свои грунтовые катки «стручкового эксцентрика».

Стоит отметить, что грунтовые катки Caterpillar предыдущей серии Е, оборудованные двигателями Stage 2/ Tier 2, всё так же сходят с конвейера компании и, в первую очередь, предназначены для развивающихся рынков и для покупателей с не особо толстыми кошельками.

Грунтовый каток РАСКАТ RV-15-DT-01

Немецкий производитель Bomag имеет в своём арсенале 11 моделей грунтовых катков.

Масса катков, выпускаемых компанией Bomag, колеблется от 3 до 36 тонн. Самый тяжёлый 36-тонный грунтовый каток BW236 DI-4 BVC был представлен на прошедшей выставке Bauma. Bomag первым из производителей дорожной техники развернул силовой агрегат грунтового катка на 180 градусов радиатором к кабине, а маховиком к корме. Благодаря этому решению, радиаторы на грунтовых катках Bomag размещены в менее запыленной зоне, что значительно улучшило развесовку машины. А полученный в результате скошенный капот увеличил площадь обзора назад.

Но особого внимания заслуживают грунтовые катки Bomag, укомплектованные сложным механизмом Variocontrol. К ним относятся грунтовые катки BW177DH-4, BW213DH-4, BW226DH-4 и BW236DI-4. Этот сложнейший механизм работает за счёт помещённого на центральную ось вальца эксцентрикового блока. Каждый из экцентриков не только расположен на своей оси, но и вращается в определённую сторону. Например, два боковых, расположенных на центральной оси эксцентриковых блока вращаются в одну сторону, в то время как два средних эксцентрика не только вынесены за центральную ось, но и вращаются в противоположном направлении. Вертикальная составляющая вибрационного воздействия вальца присутствует при нахождении осей средних эксцентриков одной над другой. В случае отклонения эксцентриками от вертикали возникает горизонтальная составляющая. Валец грунтового катка Bomag переходит в режим осцилляции при достижении эксцентриковыми блоками горизонтального положения. Управление вибрационным механизмом полностью автоматизировано. Грунтовые катки Bomag, имеющие стандартную комплектацию, оснащены простым вибромеханизмом с эксцентриковыми блоками, которые перемещаются в случае смены направления.

Грунтовый каток LuiGong 612H

В линейке грунтовых катков Bomag, помимо катков с кулачковым вальцом (они маркируются буквой Р), присутствуют также катки со скальными, полигональными вальцами и с навесной вибротрамбовкой. Грунтовые катки перечисленных моделей и катки, оснащённые вибромеханизмом Variocontrol, проходят как отдельные модели.

Шведский производитель техники Dynapac может похвастаться самым многочисленным парком грунтовых катков.

Наверняка, не составит особого труда выбрать нужный экземпляр из 20 базовых моделей, масса которых колеблется в диапазоне от 5,5 до 27 тонн. Все модели грунтовых катков оборудованы бортовым компьютером. Своего рода визитная карточка компании Dynapac - система контроля уплотнения DCA (Dynapac Compaction Analyzer), снабжённая большим ЖК-монитором, устанавливается по желанию заказчика. Основная особенность, присущая всем грунтовым каткам Dynapac, кроется в модульном вибромеханизме. Благодаря ему двухчастотный двухамплитудный вибромеханизм можно быстро и легко разобрать как для текущего обслуживания, так и для замены изношенных деталей. За счёт смены направления вращения и перемещения грузиков, меняется амплитуда вибромеханизма грунтового катка. Отсутствие пробуксовки ведущих колёс грунтового катка стало возможным не из-за дифференциала повышенного трения, а благодаря регулировке подачи на гидромотор хода, контролируемой бортовым компьютером, который установлен на заднем мосту.

Грунтовые катки Dynapac могут комплектоваться как кулачковым, так и гладким вальцом. Площадь обзора у грунтовых катков Dynapac увеличена за счёт сильно скошенного капота. Именно такая форма капота позволяет радиатору, установленному на корме, не закрывать машинисту обзор. В зависимости от выполняемых работ, у Dynapac можно заказать грунтовый каток как с остекленной кабиной со встроенным силовым каркасом, так и с открытым рабочим местом машиниста, оборудованным ROPS-ограждением.

Грунтовый каток JCB-Vibromax VM115

Линейка грунтовых катков Hamm, включающая в себя 10 основных моделей, масса которых варьируется от 5 до 25 тонн, содержит и несколько действительно уникальных моделей.

Особого внимания заслуживают грунтовые катки Hamm, экипированные как вибромеханизмом с осцилляцией (обозначаются VIO), так и электронной системой Hammtronic (маркируются аббревиатурой HT). К грунтовым каткам, оснащённым вибромеханизмом с осцилляцией, относятся модели 3307, 3412 и 3414. Эти машины Hamm могут работать как в режиме осцилляции, так и вибрации. Например, при работе грунтовых катков на участках, где невозможно уплотнять дорожное покрытие, используя вертикальное вибрационное воздействие (мосты или улицы с неглубоко проложенными коммуникациями), идеально подходит режим осцилляции. В этом режиме, эксцентриковые блоки на двух валах вращаются в одном направлении, тем самым придавая воздействию, толкающему валец, горизонтальное направление. При вращении эксцентриков в противоположных направлениях, воздействие на валец принимает вертикальное направление, т.е. создаёт вибрацию.

На грунтовых катках Hamm, оснащённых электронной системой Hammtronic, приводы хода и вибровозбудителя управляются посредством именно микропроцессорной системы. Экономичность этих машин на 30 % больше, чем у грунтовых катков Hamm базовой версии. Такая экономия становится возможной благодаря автоматической регулировке не только скорости движения, амплитуды и частоты вращения эксцентриков и оборотов двигателя, но и автоматического распределения топлива между гидромоторами вальца и моста. Сенсоры, информирующие о состоянии грунтового катка, расположены во всех узлах машины. При работе на грунтовых катках Hamm, оснащённых системой Hammtronic, машинист не сталкивается с проблемой пробуксовки колёс и вальца, благодаря установленным модулям контроля скольжения и тяги.

Грунтовый каток Hamm 3625 HT

Все грунтовые катки Hamm выпускаются как минимум в двух версиях – как с кулачковым, так и гладким вальцом. Например, модели 3516, 3518 и 3520 имеют четыре версии, как с системой Hammtronic, так и с осцилляцией, причём в различных сочетаниях. Модель 3412 выпускаются в пяти версиях, а модели грунтовых катков 3307 и 3414, имеющие массу 7 и 14,5 тонн, вообще поставляются в шести версиях. Исключением из этого разнообразия версий является только самая тяжёлая модель грунтового катка Hamm 3625 HT. Грунтовые катки, оборудованные гладким вальцом, маркируются четырёхзначным числом, последние две цифры которого, обозначают массу катка. Катки, оснащённые кулачковым вальцом, маркируются буквой «P». Всем грунтовым каткам Hamm присуща традиционная компоновка, с расположенным на корме радиатором и с двигателем маховиком в передней части машины.

Принадлежащий Volvo немецкий производитель дорожно-строительной техники ABG не так силён в выпуске грунтовых катков, как Bomag или Dynapac. Наладив выпуск всего восьми моделей грунтовых катков, фирма ABG особое внимание уделила производству миниатюрных катков с рабочей массой 2,5 тонны. Выпускаемые ABG грунтовые катки поставляются либо в версии P с кулачковым вальцом, либо в версиях D и DX (утяжелённая версия грунтового катка) с гладким вальцом. Масса грунтовых катков, производимых компанией ABG, колеблется от 2,5 до 20,5 тонн.

Немецкие конструкторы позаботились как об удобстве машиниста, так и о дизайне своих грунтовых катков. Для более комфортных условий труда, в кабине машиниста не только тонированные стёкла - управление двухчастотным двухамплитудным вибромеханизмом выведено на джойстик, а сиденье водителя имеет шесть положений и вращается вокруг своей оси, что значительно упрощает процесс движения задним ходом. За счёт сильно скошенного капота мёртвая зона и впереди и сзади уменьшена до 1 метра. Грунтовые катки ABG отличаются высоким тяговым усилием, которое достигается благодаря системе Ultra-Grade Traction, перераспределяющей подачу на гидромоторы вальца и колёс. Немаловажную роль в поддержке высокого тягового усилия играет и задний мост грунтовых катков ABG, оснащённый планетарными бортовыми редукторами и дифференциалом повышенного трения. По желанию заказчика грунтовый каток можно укомплектовать системой контроля уплотнения CompAnalyzer. Система CompAnalyzer от разработчиков ABG состоит из системы датчиков, пульта управления с чёрно-белым ЖК-монитором, и интерфейса к бортовому компьютеру грунтового катка. Благодаря этой системе, данные о 350 км пройденного грунтовым катком пути, можно вывести как на принтер, так и на экран компьютера.

Среди отечественных производителей громче всех сумел заявить о себе, начиная ещё с 1997 года, завод-производитель дорожной техники «Раскат».

Сейчас основной задачей для завода «Раскат» становится налаживание выпуска грунтовых катков массой 13, 15, 17,19 и 21 тонн. Например, прошедшая выставка СTT-2007 была площадкой дебютного показа 15-тонного грунтового катка RV15DT-01, оборудованного тандемным гидронасосом и дизелем Deutz. Уже в ходе следующей выставки СТТ -2008 на площадке завода «Раскат» будут продемонстрированы 17- и 19-тонные грунтовые катки RV-17-DT-01 и RV-19-DT-01. Ну, а 2009 год обещает стать стартовым для выпуска остальных моделей. Планируется, что все будущие модели грунтовых катков благодаря блочно-модульному проектированию будут базироваться на единой платформе с использованием унифицированных узлов и деталей. А силовой агрегат будущих грунтовых катков всех моделей будет унифицирован с ограничением мощности при переходе от одной модели к другой. Балластировка рамы и вальца поможет достичь необходимой для той или иной модели массы грунтового катка.

В настоящее время конструкторы завода особое внимание уделяют комфорту машиниста. Благодаря резиновым подушкам, которые играют роль узлов крепления оси вальца, передающиеся на раму колебания снизились до 0,02мм, что значительно улучшило условия труда водителя. Для увеличения обзора на грунтовых катках, выпускаемых Раскатом, установлена не только просторная стеклянная кабина с зеркалами и спроектирован скошенный капот, но также отсутствуют выступающие над капотом узлы. А в паре с узкой рулевой колонкой всё это способствует большей площади обзора. Следуя тенденциям современного машиностроения, разработчики завода «Раскат» развернули вперёд двигатель с насосом, а радиаторы поместили в самой непыльной зоне грунтового катка – между двигателем и кабиной. Немаловажно и то, что при въезде грунтового катка на уклон, перераспределение тяги между вальцом и колёсами происходит автоматически.

Грунтовый каток Амкодор-6712А

Грунтовые катки, выпускаемые заводом «Раскат», оснащены двухчастотным (28/35 Гц), двухамплитудным (1,9/0,9мм) вибромеханизмом вальца. Смена амплитуды и частоты происходит путём реверсирования эксцентриков. А из-за максимального распределения массы грунтового катка на передней оси машины, стало возможным достижение не только амплитуды до 2мм, но и высокой вынуждающей силы. Так как при сборке отечественных грунтовых катков в основном используются импортные комплектующие, это не только сказывается на цене, но и обеспечивает надёжность и высокую техническую готовность грунтовых катков Раскат. Так, бортовые планетарные редукторы на колёсах и вальце оснащены высокомоментными гидромоторами Bonfiglioli, а гидроаппаратуру для своих грунтовых катков Раскат предпочитает закупать у Sauer-Danfoss и Bosch Rexroth.

Помимо выпуска новых моделей грунтовых катков, завод «Раскат» не снял с производства и свою старую 13-тонную модель ДУ-85, оснащённую двигателем ЯМЗ-236Г2-1, мощность которого составляет 110 кВт.

Вполне конкурентноспособна и продукция минского предприятия Амкодор. На выставке СТТ-2007 минчане представили свою новинку – усовершенствованный грунтовый каток 6712А. Масса этого катка составляет 11,5 тонн. От серийной модели 6712 новинка отличается более округлым дизайном капота, а под вибромеханизм вальца грунтового катка спроектирована новая передняя рама. Модификация коснулась и технической начинки грунтового катка 6712А. Так, например, всё тот же двигатель Д-245 уже оснащён гидронасосом Poclain, а вибромеханизм вальца на этой модели уже двухчастотный (28/32 Гц).

Серийно белорусский производитель выпускает 12-тонный грунтовый каток 6712 «кубического» дизайна. Примечательно, что задний мост грунтового катка Амкодор экипирован дифференциалом повышенного трения. На грунтовом катке 6712 установлен двигатель Д-245 и гидроподъёмный привод колёс, вальца и вибромеханизма (его частота 30 Гц/ амплитуда 1,2 мм).

Грунтовый каток Caterpillar CP56

В скором будущем белорусские машиностроители начнут производить16-тонный грунтовый каток 6811, испытания которого, в настоящее время подходят к финалу.

Помимо перечисленных производителей, рынок дорожной техники стремятся завоевать и малоизвестные производители. Например, российский рынок дорожной техники всё больше становится площадкой сбыта китайских производителей. Наиболее активными можно назвать фирму Zoomlion, располагающую девятью моделями грунтовых катков, массой от 16 до 25 тонн и LuiGong, производящую 2 модели грунтовых катков, масса которых 12,3 и 14 тонн. Грунтовые катки последнего производителя точная копия техники Caterpillar.

К малоизвестным, но активным производителям можно отнести и японскую фирму Sakai, грунтовые катки которой, уже встречаются на наших дорогах. Модельный ряд японского производителя состоит из шести базовых моделей грунтовых катков массой от 4,75 до 19,7 тонн. Каждая модель выпускается в нескольких версиях. Особого внимания заслуживает грунтовый каток CV550, оснащённый в базовой комплектации гусеничным ходом и бульдозерным отвалом. Благодаря гусеничному ходу, этот грунтовый каток от Sakai отлично подходит для уплотнения грунта и на мусорных полигонах, и на крутых склонах.

Ещё одним довольно-таки перспективным новичком на нашем рынке можно считать и компанию-производителя JCB. Эта компания уже поставляет грунтовые катки JCB-Vibromax. Все грунтовые катки JCB в базовой комплектации оснащены дифференциалом повышенного трения заднего моста. Насосный блок установленный сзади и капот скошенной формы грунтовых катков JCB обеспечивают хорошую обзорность. У фирмы-производителя можно заказать грунтовый каток как с гладким, так и кулачковым вальцом. В случае необходимости, при установке на валец обечайки, гладковальцовый каток становится кулачковым. Линейка грунтовых катков JCB состоит из семи моделей, масса которых варьируется от 4 до 19,8 тонн. Так как в комплектации грунтовых катков этого производителя отсутствует бортовой компьютер, а также вся связанная с ним электроника, эти функции осуществляются гидроприводом.

Учитывая такое разнообразие предложений на рынке дорожной техники, каждый производитель старается всеми силами привлечь внимание потенциальных покупателей именно к своей продукции. А перед покупателем встаёт нелёгкая задача выбора. Несомненно, решающую роль в выборе поставщика сыграет не только оперативность выполнения сроков поставки, но и уровень обслуживания.

По материалам журнала "Основные средства"






Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.

Читайте также:

В другие руки. Volvo CE продаёт бизнес по производству асфальтоукладчиков
В другие руки. Volvo CE продаёт бизнес по производству асфальтоукладчиков Бизнес по изготовлению асфальтоукладчиков Blaw-Knox компания Volvo CE намерена продать Gencor Industries
Выставка ОНЛАЙН ЭКСПО Экскаватор Ру открылась!
Выставка ОНЛАЙН ЭКСПО Экскаватор Ру открылась! Первая Международная онлайн-выставка строительного оборудования, спецтехники и комплектующих ОНЛАЙН ЭКСПО Экскаватор Ру начала свою работу с 1 июля
5 часто задаваемых вопросов о выставке ОНЛАЙН ЭКСПО Экскаватор Ру
5 часто задаваемых вопросов о выставке ОНЛАЙН ЭКСПО Экскаватор Ру На самые актуальные вопросы о предстоящей виртуальной выставке отвечает директор Экскаватор Ру Дмитрий Картель
Рынок не просто сокращается — меняется его структура. Мнение представителя XCMG
Рынок не просто сокращается — меняется его структура. Мнение представителя XCMG Продолжаем следить за ситуацией на рынке спецтехники. О том, какие изменения произошли в мае, рассказывает коммерческий директор компании «СюйГун Ру» (дилер XCMG) Александр Чирков